План график похода.

План график похода — алгоритм планирования для начинающего руководителя, который ведёт свою компанию в некоммерческий турпоход.

Для чего нужен график и как его составить?

Составление плана – это первое, что нужно начать делать после выбора района и места маршрута.

Обычно план-график составляется параллельно с проработкой Технической части маршрута и подготовкой картматериала, закачкой карт в навигатор.

План график похода.

«Самый лучший экспромт — это тот, который запланирован заранее».

Для чего нужен План-график похода.

  • Поход, особенно категорийный и автономный – это серьёзное мероприятие, которое должно быть заранее спланировано. Человек, ведущий по маршруту (руководитель), берёт на себя ответственность за группу. Поэтому, чем тщательнее будет планирование, тем безопаснее пройдёт путешествие.
  • План – график – это «база» для составления Раскладки.

Поэтому, чем подробнее график – тем проще организовать питание в походе.

Составные части маршрута, которые учитываются при составлении Плана-графика.

Любой маршрут состоит из трёх частей.

  • Заброска: дорога до начальной точки маршрута: до куда едем и откуда идём пешком или по реке.
  • Активная часть маршрута: собственно, сам маршрут, включая днёвки и запасные дни.
  • Выход с маршрута: обратная дорога домой.

Каждая часть маршрута требует отдельной проработки, поэтому и отдельно выделяется в Плане.

Задача руководителя при подготовке к походу:

  • собрать максимум информации о районе;
  • продумать общую протяжённость маршрута;
  • проработать каждый отрезок пути: дорогу до поезда, заброску до места, ориентировочные точки ночлега, дневной километраж, аварийные выходы, достопримечательности, обратную дорогу;
  • Сделать маршрут максимально логичным.

Что такое план-график похода.

План-график похода – это результат планирования руководителя, собранный в сводную таблицу.

В такой таблице каждый день привязан к конкретной дате и расписан в виде нитки – планируемого участка пути на день.

Алгоритм составления Плана — графика похода.

Шаг первый: разделить «слона на части».

  • Составить каркас таблицы «План-график похода». Образец «шапки» – на примере ниже.
  • Определить общую продолжительность дней похода: от момента отъезда из дома до момента возвращения домой.
  • Рассчитать, сколько дней уйдёт: на Заброску, на Активную часть, на Выход.
  • Маршрут разбить по датам и дням пути на составные части похода: Заброска, Активная часть, Выход с маршрута.
  • Внести данные о Заброске и Выходе с маршрута в таблицу: время в пути, километраж, номера поездов, время отправления и прибытия, даты и время встречи с забросчиками, другие значимые сведения.

Шаг второй: спланировать активную часть похода.

  • В Таблице прописать общий километраж и количество дней.
  • На каждый день расписать планируемую нитку пути, способ передвижения.
  • Указать планируемый километраж на каждый ходовой день и заложить общее время движения, а также крайнее время остановок на стоянки.
  • Внести значимые примечания: информацию о препятствиях (пороги, перевалы, обносы и т. п.), о достопримечательностях на планируемом участке пути — при наличии таковых.
  • Запланировать днёвки и запасные дни на случай форс-мажора.
  • Подумать о возможных причинах форс-мажора: непогода, обходы, травмы.
  • Отметить ориентировочные места заранее продуманных ночёвок.
  • Внести информация об аварийных выходах с маршрута.
  • Готовый план-график распечатать и взять с собой в поход.

Пример: фрагмент заполненного Плана-графика похода.

План похода

Трудности при составлении Плана-графика

Как рассчитать время на заброску.

График невозможно составить, пока не известно:

  • как добраться до той точки, докуда можно ещё доехать на обычном автомобиле или поезде.
  • кто и как будет забрасывать от, условно, поезда до начала маршрута на транспорте повышенной проходимости.
  • Как «выбираться» с конечной точки маршрута.

Для расчёта времени заброски начинать нужно с поездов (вариант с самолётом не затрагиваю, хотя он и возможен).

На сайте РЖД забить нужное направление и посмотреть график движения поездов туда и обратно: время отправления, прибытия, сколько часов в пути. У забросчиков, которые будут встречать с поезда, выяснить: километраж, время, промежуточные остановки, будут ли ночёвки в пути, откуда будет забираться группа и прочее.

Если район заброски – труднодоступный, лучше в Плане-графике похода заложить запасной день на случай поломок в пути.

Этого достаточно для расчёта времени Заброски и Выхода с маршрута.

Где искать забросчиков.

Информацию искать в интернете: отчёты, форуму, отзывы.

Важно на заброску выбирать проверенных товарищей.

Вот примеры неадекватных забросок в Саянах на Хойто-Гол и на Полярной Урале на озёра Хадатаеганлор.

Делимся своим списком забросчиков.

Как запланировать дневной километраж.

Дневной километраж напрямую связан с категорией маршрута.

Тут работает правило: чем сложнее препятствия, тем больше времени и меньший километраж закладывается на ходовой день.

Конкретные примеры — сколько километров можно пройти за день при графике движения в светлое время суток, до 6-7 часов вечера.

  • 30-35 км: в водном некатегорийном походе, на вёслах без напрягов.
  • Не больше 10-15 км: если водный поход – рыболовный, и предполагаются остановки на рыбалки по ходу движения; если на участке пути есть достопримечательности, или участки с мелями и проводками.
  • До 120 км: в водных походах, если практикуется выход на моторе. Так, в 2012 году мы выходили с Оки Саянской на лёгком моторе 2.5 л.с: от устья реки Урда-ока за один напряжённый день дошли до п. Верхнеокинский.
  • Не более 10-12 км: в водном категорийном походе с порогами 3-й и выше категории сложности, которые требуют просмотров, обносов. Если на участке, например, каскад порогов – можно пройти и того меньше.
  • В пешем походе с «грузовым» рюкзаком по ровной местности можно пройти порядка 20 км., по пересечённой – километров на 5 меньше. Но если сильно надо – то около 20 км осилить можно. Так, в саянском походе в Долину вулканов мы за световой день с большими рюкзаками прошли 18 км.
  • В пешем походе на скорость движения влияют наличие на участке пути бродов, переправ с организацией страховки, буреломов, заросли карликовой берёзки, болотины.
  • Сложнее всего в горных походах с набором высоты. Для простоты можно использовать формулу: 1 км по горизонтали = 100 м по вертикали.

Где брать данные о препятствиях на маршруте, местах стоянок и аварийных выходов.

 Эти данные «извлекаются» из тщательного анализа картографического материала. На советских генштабовских топокартах, например, отмечены пороги, обозначены перевалы, показаны тропы.

Места стоянок, аварийные выходы «изучаются» по отчётам, которые есть в интернете. Если текстовой информации недостаточно – в помощь карты и сервис Google Earth.

Препятствия, стоянки и другие значимые точки надо нанести на карту, которая пойдёт с вами в поход.

Об этом будет написано в теме «Навигация в походе».

Подведём итоги:

«Тщательное планирование -ключ к безопасному и быстрому путешествию». Р. Асприн, «Одиссей».

Больше материалов о походных сборах смотреть в разделе «Планирование и подготовка».

Our Score
Click to rate this post!
[Total: 1 Average: 5]

План график похода.